Сегодня: Среда, 17 Окт 2018
Нужен ли провизор, если есть фармацевт?

 

В свете движения Украины в Европейский Союз, реформирования здравоохранения в целом и фармацевтического сектора в частности все больше заостряется вопрос профессионального обучения. Какими должны быть современные специалисты, которым предстоит работать в аптеках, дистрибьюторских фирмах и на фармацевтических предприятиях?

 

В рамках подготовки к VI Национальному съезду фармацевтов мы уже писали о различных аспектах высшего специализированного образования, однако один остался незатронутым - вопрос терминологии. Как называть специалистов, получающих среднее специальное или высшее фармацевтическое образование, какие термины наиболее приемлемы и могут соответствовать европейской практике? Следует ли оставить все как есть или нужно изменить существующие у нас в стране правила?

«Провизор - помощник аптекаря, степень, дающая право содержать аптеку» (В. Даль, Толковый словарь живого великорусского языка, 1882, т. III). С. Ожегов указывает, что «Провизор - это аптечный работник, фармацевт высшей квалификации» (Словарь русского языка, М., 1984). Ф. Брокгауз, И. Эфрон дают такое толкование: «Провизор - смотри фармацевт», где «Фармацевт - лицо, выдержавшее испытание на право заниматься изготовлением лекарств; в России - три степени: аптекарский помощник, провизор, магистр фармации» (Энциклопедический словарь, М, 2003).. Приведу еще два определения: «Провизор (от латинского провизор - заготовляющий) - аптечный работник с высшим фармацевтическим образованием, фармацевт (от греческого рharmakeutes - приготовляющий лекарства) - аптечный работник с высшим или средним фармацевтическим образованием (Энциклопедический словарь, М., 1986). Согласно Современному словарю иностранных слов (М., 2000) «Провизор (провизор - зарание заботящийся о чем-либо) - аптечный работник (фармацевт), имеющий высшее фармацевтическое образование». Нетрудно заметить, что в определениях царит настоящая путаница, а первоначальное значение слова «провизор» - «заботящийся заранее, заготавливающий» - не соответствует его современному смыслу.

В том, что существование такой профессии не соответствует европейской практике и указание такой специальности в дипломе может существенно осложнить трудоустройство выпускника за пределами стран СНГ. В настоящее время студенты фармацевтических факультетов университетов, которые учатся 5 лет и в зачетной книжке которых значится специальность «Фармация», получают диплом о высшем фармацевтическом образовании по специальности «Провизор». Это представляется нелогичным. Более того, согласно квалификационным перечням, утвержденным приказами Министерства здравоохранения Украины № 114 от 22.06.1995 г. и № 385 от 12.11.2002 г., фармацевт и младший фармацевт имеют среднее фармацевтическое образование. Высшее фармацевтическое образование имеют старший провизор, провизор, провизор-аналитик, провизор-интерн, клинический провизор и даже провизор-косметолог. В том же приказе № 385 должность провизора определяет специальность «Общая фармация». Вместе с тем в учебных заведениях и научных учреждениях у нас работают доктора и кандидаты фармацевтических наук, имеется фармацевтическая ассоциация, Национальный фармацевтический университет и соответствующие факультеты ряда медицинских университетов и т.д.

Образование фармацевтов регулируется директивой 85/432 Европейского Союза. Минимальный курс обучения составляет 5 лет. В университетах Франции студенты учатся 6 лет. Считается, что такой срок обучения обеспечивает фармацевтов необходимыми научными данными в приготовлении и распространении лекарств, предоставлении консультаций пациенту. Благодаря университетскому фармацевтическому образованию, повышению квалификации и ежедневной профессиональной практике фармацевты (заметьте, фармацевты, а не провизоры) становятся высококвалифицированными специалистами по медикаментозному обеспечению пациентов. Фармацевт работает в определенных законодательством и этикой границах, придерживаясь принципов профессиональной конфиденциальности. Деятельность фармацевтов связана и с коммерческим интересом, однако нельзя допустить, чтобы этот интерес превалировал. Несмотря на коммерческую заинтересованность в продаже медицинских препаратов, фармацевты должны рекомендовать наиболее необходимые лекарства независимо от их стоимости и, конечно, без неотложной надобности лекарства не рекомендуют. Сейчас в инструкции по применению лекарств, предназначенной для пациента, нередко содержится фраза: «Если у вас возникнут вопросы, обязательно проконсультируйтесь с вашим врачом или фармацевтом».

Фармацевт в европейском понимании его функций является последним контролирующим звеном между назначением врача и получением лекарства, и его профессиональный совет существенно важен для пациента, тем более что фармацевт дает совет пациенту относительно возможных побочных эффектов лекарств, противопоказаний к их применению, взаимодействию с пищей, между двумя и более препаратами и т.п. При всем глубоком уважении к специалистам, работающим в аптеках и имеющим среднее специальное образование, они не во всех случаях подготовлены к тому, чтобы сделать это на должном уровне.

В мае 2005 г. Украина присоединилась к Болонскому процессу, в рамках которого создается единое пространство высшего образования. Главная идея этого процесса - стандартизация подходов к организации учебного процесса и функционирования высшей школы в Европейском Союзе. Эта идея имеет прямое отношение и к подготовке специалистов с высшим фармацевтическим образованием, которые и к настоящему времени называются провизорами. Сейчас, в период реформ, самое время задуматься над существующей терминологической путаницей и изменить ситуацию.

 

Курсы НБУ на сегодня